Мерзкие картинки не остановят курильщиков


Мода на «ужастики» на пачках сигарет докатилась до России. Через год у нас тоже будут печатать на них устрашающие картинки, наглядно рассказывающие о вреде курения. Соответствующий приказ на днях подписала глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Но сможет ли это нововведение заставить курильщиков бросить вредную привычку?

Судя по проводимым в Интернете опросам — нет. Более 60% курильщиков уверены, что никакие мерзкие картинки не испортят им удовольствия от табака. Рука, достающая из пачки очередную сигарету, не дрогнет. Судя по данным опросов, это курильщики со стажем. Они давно прекрасно знают, что курение вредно, а капля никотина убивает лошадь. Но продолжают курить. А вот начинающие курильщики, которых набралось 15% опрошенных, думают, что «страшные картинки» помогут им избавиться от никотиновой зависимости. Однако, как человек, которому на факультете психологи преподавали курс зависимостей, могу сказать: картинки тут могут стать стимулом. А могут не стать. Более того, стимулом может стать что-то другое, гораздо менее затратное.

Да-да, нанести на сигаретные пачки фотографии разъеденных раком легких или гниющие от сухой гангрены конечности — это очень дорого. Это отличного качества фотографии, это качественная полиграфия, не теряющая мелких деталей и цветов. Это миллионы пачек — и нет никаких сомнений, что стоимость этой работы будет оплачена из кармана курильщика. «Ну и пусть платят за свою вредную привычку», — скажут многие. У нас любят ссылаться на Европу, где стоимость сигарет запредельна: дескать, нам нужно стремиться к тому же. Однако есть здесь некоторое лукавство.

Во-первых, все же, в Европе граждане живут несколько благополучнее россиян, так что стоимость сигарет для них не столь велика, как для нищей российской провинции. Во-вторых, большинство небогатых европейцев курят самокрутки, которые выходят едва ли не дешевле наших сигарет. Когда одна моя коллега привезла в Москву мужа-грека, ей долго не удавалось объяснить ему, что самокрутку здесь может себе позволить только зажиточный хиптер и понтярщик. В-третьих, есть и иные методы борьбы с курением. Например, Австралия входит в число стран с наиболее жестким антитабачным законодательством. Но акцизы на сигареты там низки, и в результате они стоят дешевле, чем в России. Австралийские власти считают, что государству аморально наживаться на курильщиках, раз уж оно борется за их здоровье.

Кстати о здоровье. Ратифицируя Конвенцию ВОЗ о борьбе с курением несколько лет назад, наши здравоохранители с удовольствием рассказывали, какие запреты в соответствии с ней они хотят установить. Но почему-то скромно умолчали о том, что Конвенция содержит и статью, не ратифицированную Россией. Статья эта касается лечения от курения. Согласно ей, гражданину, решившему избавиться от этой привычки, должны помогать все медицинские учреждения — от районной поликлиники до больниц любого профиля. И совершенно бесплатно.

У нас же к лечению табакокурения официальная медицина практически не прикасается. Я не говорю об участковом враче, который, согласно Конвенции ВОЗ, должен обладать навыками избавления от зависимости — но у нас и в наркодиспансерах не всегда найдется квалифицированная и бесплатная помощь. Зато жуликов, обещающих отучить от курения «за один сеанс, дорого», — хоть отбавляй.

Так, может, лучше потратить деньги на создание общероссийской системы помощи бросающим курить, а не на картинки? Тем более что избавиться от них просто: как правило, ушлый бизнес быстро осваивает выпуск чехлов на пачки.

А главное — как свидетельствует многолетняя мировая статистика, в развитых странах количество курящих падает в среднем на 6% в год независимо от жестокости преследования любителей табака. В чем тут секрет, ученые пока не разобрались. Но даже кризис приостановил это падение ненадолго — только на самом пике, когда шли массовые увольнения и банкротства ипотечных заемщиков. В развивающихся и бедных странах, кстати, такого падения нет — опять же вне зависимости от накала антитабачной борьбы. Так что, похоже, «что-то в консерватории менять надо», как говорится в анекдоте, а не в дизайне сигаретных пачек.

Реклама: