Эксперимент по цифровой маркировке сигарет


Российское правительство приступает к эксперименту по цифровой маркировке сигарет с целью прекратить в конечном итоге нелегальный оборот табачной продукции. Её производители по собственному желанию примут участие в проекте.

Предложение Минфина о проведении в России эксперимента по маркировке табачной продукции было одобрено правительством. Согласно информации на сайте кабмина, в постановлении «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» указан срок проведения эксперимента — с 15 января по 31 декабря 2018 года.

В России больше года обсуждается необходимость в отслеживании движения табачной продукции. Вначале рассматривалось два варианта, одним из которых было включение табачной отрасли в ЕГАИС (единую государственную автоматизированную информационную систему) наподобие алкогольной отрасли. Другой вариант — введение цифровой маркировки табачной продукции.

Затраты на внедрение ЕГАИС, по подсчетам ассоциации «Табакпром», могли бы составить приблизительно 24 млрд рублей. Против этой системы резко выступили игроки табачной отрасли, посчитав её «неэффективной и избыточной мерой». Власти прислушались к мнению участников рынка и в сентябре остановили свой выбор на цифровой маркировке, о чём первым заявил вице-премьер Игорь Шувалов на форуме «Опоры России».

Исследовательская компания TNS сообщает, что к концу первого полугодия 2017 года доля нелегальной табачной продукции в общем объеме составила 4,6%, что в четыре раза больше показателя за весь 2016 год.

Как планируют чиновники, с помощью электронной маркировки сигарет будет подтверждаться подлинность товаров. Это станет препоном для незаконного ввоза, производства и оборота табачной продукции, контрафактной в том числе. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова охарактеризовал маркировку «инструментом для обеспечения функционирования более прозрачного рынка, мониторинг перемещения продукции позволит оперативнее реагировать на применение незаконных схем по ввозу и обороту товара, неуплату необходимых платежей и сборов, а также позволит в перспективе осуществлять более точечный контроль, снизив общее количество контрольных мероприятий».

В эксперименте примут участие федеральные органы исполнительной власти, производители, организации оптовой и розничной торговли, а с 1 июля 2018 года подключатся также и импортеры табачной продукции.

Осуществлять функции оператора информационной системы для проведения эксперимента на безвозмездной основе взялось ООО «Оператор-ЦРПТ». По данным ЕГРЮЛ, в совладельцах этой компании числятся структуры «Ростеха», USM Holdings Алишера Усманова и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого. Газета «Ведомости» в ноябре 2017 года сообщала, что в намерениях учрежденного ими Центра развития перспективных технологий — перспектива стать оператором системы маркировки самых разнообразных товаров.

Координацией и мониторингом работы участников оборота табачной продукции займётся Минпромторг, которому предписано составление плана проведения эксперимента, а также обеспечение разработки всех необходимых требований к информационной системе в срок до 15 декабря. Минпромторг обязуется оценить результаты эксперимента и предоставить отчёт в правительство дважды: до 1 июля и до 31 декабря 2018 года.

По словам вице-президента JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергея Киселева, на данный момент не вполне ясно, какие конкретно средства идентификации будут применяться для маркировки табачной продукции. По заявленным требованиям RFID и традиционный QR-код не подходят, а содержащаяся в маркировке защита информации предполагает наиболее вероятный выбор в пользу двухмерного штрихового кода в формате data matrix или dot code.

Руководитель отдела по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями «БАТ Россия» Максим Курганский заявил, что оборудованием для нанесения кодировки компания оснастит на пробу только одну линию, производящую продукцию нескольких наименований. Только после того, как участники проекта получат методические рекомендации, компания сможет просчитать весь объём инвестиций в проект.

Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл», заверил, что перебоев в поставках табачной продукции на российский рынок и существенного роста конечной стоимости продукта из-за введения в практику цифровой маркировки не будет.

Как следует из данных Росстата, в России за десять месяцев 2017 года было произведено 217 млрд штук сигарет, что меньше на 19%, чем за такой же период 2016 года.

10.12.2017 г.
Реклама: